Главная > Психология общения > Как научиться выговаривать слова четко и внятно упражнения для дикции

Артем Зайцев
129

Помогаю находить знания системно.
986
1 минуту

Хотите, чтобы каждое ваше слово было слышно? Давайте разберемся, почему мы иногда «кашу во рту носим» и как это исправить

Представьте ситуацию: вы говорите что-то важное, а собеседник постоянно переспрашивает: «Что? Прости, не расслышал». Или еще хуже — делает вид, что понял, и кивает, но по глазам видно, что мысль улетела в космос, не долетев до адресата. Знакомо? Проблема не в том, что вас не хотят слушать. Чаще всего причина банальна и поправима — нечеткая дикция и скомканная речь.

Хорошая новость: умение говорить ясно и внятно — это не врожденный дар избранных. Это навык. Такой же, как умение кататься на велосипеде или играть на гитаре. И его можно развить в любом возрасте. Не нужно быть актером или телеведущим, чтобы ваша речь стала вашим главным активом — на работе, на презентации, в дружеской беседе или при звонке в службу поддержки.

В основе четкой речи лежат три кита: правильное дыхание (чтобы хватало воздуха), поставленный голос (чтобы звучал приятно и уверенно) и, собственно, отточенная дикция (чтобы все звуки были на своих местах). Игнорировать какой-то из этих «столпов» — все равно что пытаться приготовить сложное блюдо, не включив плиту. Будем работать со всем комплексом.

Основа основ: почему все начинается с дыхания

Первый и главный секрет, о котором молчат многие самоучители, — это диафрагмальное дыхание. Не пугайтесь термина. Диафрагма — это мощная мышца под легкими, наш природный «насос». Когда мы дышим животом (грудная клетка почти неподвижна, а на вдохе надувается живот), мы забираем в 3-4 раза больше воздуха, чем при поверхностном грудном дыхании.

Изображение

Зачем это нужно для речи? Все просто. Представьте, что ваш голос — это свеча, а дыхание — воск. Мало воска — свеча догорает на полуслове, вы начинаете задыхаться, «глотать» окончания, речь становится прерывистой. Полная же «грудь» воздуха дает вам опору, спокойствие и возможность произнести длинную фразу ровно, без судорожных всхлипов посреди предложения.

Простое упражнение на постановку дыхания: Лягте на пол, положите на живот книгу. Дышите так, чтобы книга поднималась на вдохе и опускалась на выдохе. Ваша задача — научить тело дышать именно так и в положении стоя. Потренируйтесь 5 минут в день, и через неделю это станет новой здоровой привычкой.

Голос: находим свой «золотой» тембр и включаем резонаторы

После того как вы «накачали» дыхательную мускулатуру, нужно научиться правильно расходовать воздух, превращая его в красивый звук. Тут в игру вступают резонаторы — наши природные «колонки». Головные резонаторы (носоглотка, пазухи) дают звонкость и полетность звуку. Грудные — глубину, бархатистость и доверительность.

Изображение

Большинство людей говорят, не используя и половины возможностей своего голосового аппарата. Звук получается плоским, гнусавым или, наоборот, слишком визгливым. Наша задача — разбудить все резонаторы.

Упражнение «Мычание» для поиска резонаторов: Закройте рот и на удобной ноте протяжно произнесите звук «Ммммм». Сначала постарайтесь направить вибрацию в переносицу и в лоб — вы почувствуете легкое щекотание. Это работает головной резонатор. Теперь положите руку на грудь и произнесите тот же звук «Мммм», но более низко, будто стонете. Вы ощутите вибрацию в груди — это включился грудной резонатор. Идеальная речь использует оба.

Изображение
«Голос — это отпечаток личности. Работа над ним не должна сводиться к копированию кого-то. Ваша цель — найти свой собственный, естественный и сильный тембр, а не пытаться звучать как диктор из прошлого века».

Артикуляционная гимнастика: зарядка для языка, губ и челюсти

А вот мы и добрались до самой «вкусной» части — дикции. Дикция — это четкость и правильность произношения звуков. И отвечают за нее наши артикуляционные мышцы: языка, губ, щек, мягкого нёба и челюсти. Если эти мышцы вялые и нетренированные, они просто не успевают за мыслью. Результат — скомканные, недоговоренные слова.

Представьте, что вы спортсмен. Вы же не выйдете на серьезные соревнования без разминки? Так и здесь. Перед важным разговором, выступлением или просто в рамках ежедневной тренировки нужна артикуляционная зарядка.

Изображение

Экспресс-разминка на 3 минуты:

  • Челюсть. Широко откройте рот, как при зевке, затем плавно закройте. Повторите 5-7 раз. Это снимает зажимы.
  • Губы. Вытяните губы в трубочку (как для поцелуя), затем максимально растяните в широкой улыбке, обнажив зубы. Чередуйте «трубочку» и «улыбку» 10 раз.
  • Язык. Это наш главный «рабочий». Высуньте язык и попытайтесь дотянуться им до кончика носа, затем до подбородка. С силой упритесь языком то в одну щеку, то в другую, будто пытаетесь ее проткнуть изнутри.

Эта простая гимнастика резко увеличит подвижность органов речи. Делать ее можно где угодно — в машине, в душе, пока готовите завтрак.

Боевое крещение: скороговорки и не только

Когда мышцы разогреты, можно переходить к главному инструменту шлифовки дикции — скороговоркам. Но ошибка большинства в том, что они просто стараются проговорить их как можно быстрее. Это тупиковый путь. Скорость придет сама, а вот четкость — нет.

Правильная работа со скороговоркой выглядит так:

  1. Медленно и с чувством. Произнесите скороговорку в темпе улитки, преувеличенно четко артикулируя КАЖДЫЙ звук. Представьте, что вы объясняете что-то глухому человеку, который читает по губам.
  2. С наращиванием темпа. Когда на медленной скорости все звуки стали чистыми, начинайте постепенно ускорять темп, но не в ущерб качеству.
  3. С выражением. Произнесите одну и ту же скороговорку с разными эмоциями: с радостью, со злостью, с удивлением, как тайную команду. Это научит вас управлять интонацией.
  4. С усложнением. Попробуйте говорить скороговорки, положив на язык несколько чистых орешков (как это делал Демосфен) или зажав между зубами пробку/карандаш. После такого «обучения с препятствием» обычная речь покажется невероятно легкой.

Не зацикливайтесь на одной-двух. Ищите скороговорки на все проблемные звуки: «Р», «Л», шипящие, свистящие. «Карл у Клары украл кораллы» — классика, но есть и более хитрые, вроде «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии».

Встраиваем новую речь в жизнь: практика каждый день

Теория и даже изолированные упражнения — это лишь 30% успеха. Остальные 70% — это интеграция новых навыков в повседневную жизнь. Здесь главное правило — постоянный, но ненавязчивый контроль.

  • Читайте вслух. Хотя бы 10-15 минут в день. Не газету, а хорошую художественную литературу. Пушкин, Чехов, современная проза — неважно. Важно, чтобы текст был качественным. Вы убиваете сразу трех зайцев: тренируете дикцию, развиваете интонационную гибкость и обогащаете словарный запас.
  • Записывайте себя. Это может быть неприятно (свой голос со стороны всегда звучит странно), но невероятно эффективно. Надиктуйте на телефон небольшой отрывок текста или просто расскажите о своем дне. Прослушайте и честно отметьте моменты, где вы сбились, проглотили звук, сказали «э-э-э» или «короче».
  • Следите за темпом. Когда мы волнуемся, мы ускоряемся. Напоминайте себе: «Говори медленнее, чем тебе кажется нужным». Делайте осознанные паузы. Они не покажут вашу неуверенность, а, наоборот, придадут речи весомости и дадут слушателю время усвоить мысль.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Это сорняки, которые засоряют речь. Попросите близких «штрафовать» вас за каждое «типа», «как бы», «в общем-то». Осознанность — первый шаг к чистому полю.

И напоследок: это не спринт, а марафон с удовольствием

Не ждите, что через три дня вы заговорите, как диктор Центрального телевидения. Изменения будут поступательными. Сначала вы просто станете больше замечать за собой «косяки». Потом начнете их ловить прямо в процессе речи. А затем они начнут исчезать.

Самое важное — не превращать тренировки в тягостную обязанность. Делайте это с интересом исследователя. Удивляйтесь, как сложно сначала произнести «пропрестобранство», и радуйтесь, когда через неделю это будет получаться легко. Играйте со своей речью, примеряйте разные интонации, читайте детям сказки с выражением.

Ваш голос и ваша речь — это мощнейший инструмент влияния, убеждения и самовыражения. Инвестируя 15-20 минут в день в эти простые упражнения для дикции, вы вкладываетесь в свой самый главный актив — в себя. И поверьте, окружающие очень скоро это оценят.

Еще от автора

С чего начать, если хочется не просто шить, а создавать одежду?

Помните тот самый момент, когда вы надеваете вещь, и она сидит идеально, как вторая кожа? А может, это была старая юбка бабушки, которую вы безуспешно пытались найти в магазинах. Такие моменты и рождают вопрос: а почему бы не сделать это самому? Не просто сшить по готовой выкройке, а именно создать — от первой эскизной задумки до последней строчки на подоле. Это ощущение — не сравнить ни с чем.

Правда ли можно научиться управлять ветром, или это всё сказки?

С детства нам рассказывают истории о магах и волшебниках, повелевающих стихиями. Элли из «Изумрудного города» унёс ураган, а Елисей из сказки нашёл свою царевну, лишь спросив дорогу у Ветра. Всё это кажется прекрасной, но далёкой от реальности метафорой. Однако что, если за этими сказками скрывается не просто вымысел, а отголоски древних практик работы с энергией, с тем, что мы привыкли называть «ветром»? Правда в том, что путь к управлению стихией воздуха — это не про взмахи волшебной палочки и мгновенные бури. Это глубоко личная, кропотливая работа над собой, своим восприятием и энергией. И да, этому можно научиться.

А можно вообще научиться хрустеть носом? Или это дар свыше?

Вот вы смотрите на кого-то, кто легко щёлкает носом, как пальцами, и думаете: «Вау, как он это делает? Это какой-то секретный навык из детства?» А потом лезете в интернет с запросом «как научиться хрустеть носом» и находите кучу противоречивой информации. Одни показывают трюки в тик-токе, другие пугают страшными последствиями, третьи учат скорее шевелить ноздрями, чем хрустеть.

Что, если вместо бесконечных хобби у вас может появиться ремесло, которое останется с вами на всю жизнь?

Есть в работе с кожей что-то магическое. Это не просто материал — это история. Каждый надрез, каждый стежок, каждый запачканный воском палец — это диалог с многовековой традицией. Вы не просто делаете кошелек, вы создаете предмет, который будет жить, стареть, набирать характер и, возможно, переживет вас. И самое интересное — начать может абсолютно каждый. Никакого волшебства, только знания, которые я с удовольствием передам.

Еще по теме

Что будет, если взять шашку в руки впервые

Вы наверняка видели это: свист стали, серебряный круг в воздухе и казак, у которого клинок кажется продолжением руки. Завораживает. И почти сразу возникает мысль: "Это ж наверняка годы тренировок, особый талант и где-то в роду обязательно должны быть предки с Урала". Открою секрет: это не так.