Главная > Музыка и вокал > Обучение джазу на гитаре и фортепиано с нуля

Игорь Светлов
292

Составляю курсы личностного роста, а в свободное время пишу статьи на сайт.
1025
1 минуту

Можно ли научиться играть джаз с нуля, или это удел избранных?

Многие смотрят на джаз как на элитарное искусство, доступное лишь тем, кто с младенчества слышал Колтрейна. Сложные аккорды, непонятные гармонии, свинг, импровизация — всё это пугает и отталкивает. Кажется, что между тремя аккордами рок-баллады и джазовым стандартом лежит пропасть, которую не перепрыгнуть. Но так ли это?

Секрет в том, что джаз — это не набор заумных правил, а особый *язык*. И его, как любой другой язык, можно выучить. Да, у него своя грамматика (гармония), лексика (мелодические фразы) и произношение (свинг). Но начать говорить на нём можно с простых фраз. Главное — не пытаться сразу стать Шекспиром, а выучить сначала «привет» и «как дела». Эта статья — ваш разговорник в мир джаза для гитары и фортепиано. Мы не будем грузить теорией ради теории, а сосредоточимся на том, что можно применить здесь и сейчас, чтобы зазвучало по-джазовому.

Шаг ноль: смените пластинку в голове

Самый большой барьер — психологический. Вы боитесь «неправильных» нот. В джазе эта концепция размыта. Легендарный саксофонист Майлз Дэвис как-то сказал: «Нет такой вещи, как неправильная нота». Весь смысл в том, *что ты делаешь* с этой нотой дальше, как разрешаешь напряжение. Ваша первая задача — дать себе право на ошибку. Играйте эти «неправильные» ноты намеренно, слушайте, как они взаимодействуют с аккомпанементом. Это не ошибка, это исследование. Отбросьте перфекционизм. Джаз рождается в моменте, часто из кажущегося хаоса.

Уши вперед! Без слушания нет музыки

Вы не сможете говорить по-французски, ни разу не услышав французскую речь. То же с джазом. Ваша практика должна начинаться не с инструмента, а с проигрывателя. Слушайте активно, а не фоном.

Изображение
  • Начните с азов: Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси. Это корни, где всё относительно прозрачно и понятно.
  • Переходим к бибопу: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи. Здесь сложнее, но здесь рождается тот самый современный язык импровизации.
  • Для пианистов: Оскар Питерсон (виртуозность и свинг), Билл Эванс (невероятная гармоническая изобретательность и лирика), Телониус Монк (абсолютно уникальный, «колючий» подход).
  • Для гитаристов: Джо Пасс (одним инструментом звучал как целый ансамбль), Уэс Монтгомери (его октавная техника — визитная карточка), Пат Мэтини (современный гармонический гений).

Слушайте не просто «нравится/не нравится». Слушайте, как солист строит фразу, где он делает паузы (а это в джазе важнее нот!), как аккомпаниатор обыгрывает гармонии. Попробуйте напеть или насвистеть понравившийся пассаж.

Общий фундамент: что нужно знать и гитаристу, и пианисту

Есть база, без которой движение вперёд невозможно. Не пугайтесь, это не годы зубрёжки, а несколько ключевых концепций.

1. Свинг — это сердцебиение джаза. Это не просто ритмический рисунок «длинная-короткая». Это ощущение, «кач». Представьте, что вы идёте, слегка покачиваясь. Ваши шаги не метрономичны. Первый шаг чуть затянут, второй — чуть подтянут. На инструменте это ощущение создаётся акцентами на слабые доли (вторую и четвертую в размере 4/4) и этой «раскачивающейся» пульсацией. Простейшее упражнение: включите метроном на 60 BPM и считайте «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Теперь прохлопайте только «раз» и «три», но представляйте, что «и» после них как бы притягивает к себе часть длительности. Получится «раз-и... два-и...». Это и есть основа свинга.

Изображение

2. Гармонический алфавит: септаккорды. Если в поп-музыке царят трезвучия (до-ми-соль), то в джазе — септаккорды (до-ми-соль-си-бемоль). Они создают то самое «душевное», немного напряжённое и интересное звучание. Вам нужно выучить четыре основных типа:

  • Мажорный септаккорд (maj7): Cmaj7 = C-E-G-B. Звучит светло, распахнуто.
  • Минорный септаккорд (m7): Dm7 = D-F-A-C. Звучит грустно, меланхолично.
  • Доминантсептаккорд (7): G7 = G-B-D-F. Звучит напряжённо, требует движения (обычно разрешается в тонический аккорд). Это рабочий конь джаза.
  • Полууменьшенный (m7b5): Bm7b5 = B-D-F-A. Звучит загадочно, «темно».
Ваша задача — научиться строить их от любой ноты и, что критически важно, узнавать их на слух.

3. Блюз — ваш лучший друг. Блюзовая сетка из 12 тактов — идеальный полигон для начинающего джазмена. Здесь всё просто и гениально. Выучите блюзовую прогрессию в тональности C: C7 | F7 | C7 | C7 | F7 | F7 | C7 | C7 | G7 | F7 | C7 | G7. Сыграйте её левой рукой на пианино или аккордами на гитаре. Правой рукой или на гитарных струнах импровизируйте, используя всего одну гамму — пентатонику C (C-Eb-F-G-Bb) с добавлением «блюзовой» ноты (F#/Gb). Вы уже играете джаз. Серьёзно.

Фортепиано: левая рука создаёт мир, правая — рассказывает историю

На рояле вы — целый оркестр. Левая рука задаёт гармонию и ритм (как контрабас и ударные), правая — ведёт мелодию и импровизирует (как солирующий инструмент).

Секрет аккомпанемента (левая рука): Забудьте на время о «бас-аккорд, бас-аккорд». Освойте технику «walking bass» (шагающий бас) в простейшем виде. На каждый аккорд играйте по четыре четверти: тоника, терция, квинта, проходящий тон (чаще всего — хроматический подход к тонике следующего аккорда). Например, для аккорда C7: C (тоника), E (терция), G (квинта), A# (ля-диез, хроматический подход к B в следующем C7 или к Bb в F7). Это сразу даст джазовое ощущение движения.

Правая рука: начните с арпеджио. Самый безопасный и красивый способ импровизировать — играть арпеджио аккордов. Если звучит Cmaj7, играйте ноты C-E-G-B в разном порядке, ритме, октавах. Потом добавьте к ним проходящие ноты из гаммы. Это и есть основа джазовой мелодики.

Начинающим пианистам я всегда говорю: не гонитесь за Артом Тейтумом в первую неделю. Его виртуозность может убить мотивацию. Начните с чего-то простого и мелодичного, например, с ранних записей Эрролла Гарнера. У него феноменальное чувство ритма и гармонии, но при этом его фразы часто лаконичны и очень вокальны — их легко услышать и повторить.

Гитара: от аккордовых «пачек» к мелодическим линиям

Гитара в джазе — уникальный инструмент, способный и на плотный аккомпанемент, и на виртуозное соло. Начните с формы, а уж потом наполняйте её содержанием.

Аккорды: учите не позиции, а голосоведение. Не зазубривайте 50 аппликатур Am7. Выучите 3-4 компактные формы для каждого типа септаккорда на струнах 4-3-2-1 (D-G-B-E). Например, для Dm7: x-5-3-2-1-x. Теперь, чтобы получить Em7, просто сдвиньте всю форму на два лада вверх. Это называется «аккордовыми пасами». Обращайте внимание на то, как движутся голоса внутри аккордов при смене гармонии. Это и есть джазовая изюминка.

Соло: думайте как саксофонист. Ваша главная задача — научиться вести мелодическую линию. Возьмите простой стандарт, например, «Autumn Leaves». Сначала сыграйте мелодию. Затем попробуйте украсить её, добавляя небольшие мелизмы (бенды на гитаре — ваша сильная сторона), предъявления (подход к ноте на полутон ниже или выше) и используя уже упомянутые арпеджио. Слушайте великих саксофонистов — Джона Колтрейна, Стэна Гетца. Их фразы дышат. Попробуйте скопировать одну короткую фразу и адаптировать её под гриф гитары.

Ритм-секция в ваших руках: Освойте базовый джазовый ритм «ча-ча-ча» на аккордах. На четыре четверти: играйте аккорд на вторую и четвертую доли, оставляя первую и третью пустыми или заполняя их тихими «нажимами» без звукоизвлечения. Это создаст то самое качающееся, воздушное ощущение свинга.

Ваш первый стандарт и магия Fakebook

Пора сыграть что-то настоящее. Возьмите «Fakebook» — сборник джазовых стандартов, где написана только мелодия и символы аккордов (C7, Fm7 и т.д.). Ваш первый стандарт — «Blue Bossa» (Кенни Дорэм) или «Summertime» (Джордж Гершвин). Они относительно медленные и имеют понятную гармонию.

  1. Слушайте 5-10 записей этой композиции разными исполнителями.
  2. Разберите гармонию. Сыграйте аккорды просто, блоками, в медленном темпе. Поймите, как они сменяются.
  3. Сыграйте мелодию. Точно, по нотам.
  4. Соедините мелодию и аккорды (на пианино: мелодия в правой руке, аккорды в левой; на гитаре: мелодию можно играть на верхних струнах поверх аккордов).
  5. Импровизируйте. Начните с малого: в тактах, где долго держится один аккорд (например, 4 такта Cm7), сыграйте не мелодию, а гамму или арпеджио этого аккорда. Всего пару нот. Поздравляю, вы импровизируете.

Что делать прямо сейчас? План действий на месяц

Теория без практики мертва. Вот ваш чек-лист на первые 30 дней погружения в джаз.

  • Неделя 1-2: Погружение. 30 минут в день слушайте джаз из списка выше. 15 минут играйте блюзовую прогрессию в одной тональности, пробуя правой рукой/на соло-струнах пентатонику. Выучите 4 вида септаккордов от ноты C (Cmaj7, Cm7, C7, Cm7b5).
  • Неделя 3: Ритм и первый стандарт. Подружитесь с метрономом. Отрабатывайте свинговый ритм на одном аккорде. Разберите свой первый стандарт по схеме выше. Сыграйте его от начала до конца, даже если коряво.
  • Неделя 4: Импровизация. Внутри разобранного стандарта найдите 2-4 такта с повторяющейся гармонией. Попробуйте вместо оригинальной мелодии сыграть там своё простое арпеджио. Запишите себя на диктофон. Не критикуйте, а отметьте, что прозвучало хорошо.

Джаз — это путешествие, а не пункт назначения. В нём нет финишной черты, но есть бесконечное удовольствие от открытий. Вы не научитесь играть «как Оскар Питерсон» через месяц. Но вы точно научитесь слышать иначе, чувствовать гармонию и, самое главное, получите ключ к тому, чтобы выражать через инструмент не только ноты с листа, но и свои собственные мысли и эмоции. Берите свой инструмент и начните этот разговор прямо сейчас. Первая фраза может быть простой, но она будет *вашей*.

Еще от автора

Футбол с нуля: как превратить первые неуверенные касания в уверенную игру

Вы смотрите, как мяч послушно летит к ноге игрока, как он легко обводит соперника и точно бьет в угол ворот. Кажется, это какой-то врожденный дар, магия. А потом выходите во двор, пинаете свой мяч, и он катится куда угодно, только не туда, куда вы хотели. Знакомая история? У меня для вас хорошая новость: между вами и тем парнем с экрана нет пропасти. Есть дорога, вымощенная правильными тренировками.

Хотите стать официантом? Это не так просто, как кажется со стороны

Вы смотрите на лёгкую походку официанта, который несёт поднос с бокалами, и думаете: «Что тут сложного? Принять заказ, отнести еду». Но вот он за секунду гасит начинающийся конфликт у столика с парой, которая спорит, кто платит. Через минуту уже помогает пожилому гостю выбрать блюдо без глютена, а следом ловит взгляд родителей с кричащим малышом — и уже несёт им раскраски и стаканчик с крышечкой. Это уже не просто «разносчик еды», а дипломат, психолог, экскурсовод по меню и мастер многозадачности.

Почему ваш почерк похож на медицинскую карту и что с этим делать

Давайте начистоту. Вы достаете блокнот на совещании, пишете записку ребенку в школу или просто подписываете открытку — и тут же хочется это спрятать. Рука выводит нечто угловатое, кривое, абсолютно нечитаемое. Знакомо? И ладно бы вы были врачом, для которого это профессиональный бонус. Но ведь вы — нет.

Глаза слипаются, а мозг устраивает марафон: как наконец отключиться за минуту

Вы уже пятый раз переворачиваете подушку на прохладную сторону, а внутренний диктор тем временем прокручивает список дел на завтра, анализирует вчерашний разговор и пытается вспомнить, выключили ли вы утюг. Знакомо? Час ночи, тело уставшее, но мозг, будто перепивший кофе студент перед сессией, отказывается отключаться. И вы уже с тоской вспоминаете, как в детстве засыпали, едва коснувшись головой подушки.

Еще по теме

А можно вообще научиться хрустеть носом? Или это дар свыше?

Вот вы смотрите на кого-то, кто легко щёлкает носом, как пальцами, и думаете: «Вау, как он это делает? Это какой-то секретный навык из детства?» А потом лезете в интернет с запросом «как научиться хрустеть носом» и находите кучу противоречивой информации. Одни показывают трюки в тик-токе, другие пугают страшными последствиями, третьи учат скорее шевелить ноздрями, чем хрустеть.

Забудьте про диеты и научитесь слышать, о чем кричит ваш желудок

Вы когда-нибудь задумывались, сколько мыслей в день у вас крутится вокруг еды? Что съесть на завтрак, чтобы не поправиться. Перекусить в три часа, потому что «положено». Достать печенье вечером перед сериалом, хотя вроде и не голоден. Это бесконечное планирование, подсчет, контроль и последующее чувство вины — и есть та самая каторга, на которую мы сами себя обрекаем.